Минюст исключил общественное движение «СтопХам» из госреестра юридических лиц
Пока весь мир судорожно рассматривает утечку данных по оффшорным компаниям, я хотел бы остановиться на одной из недавних новостей — ликвидации движения СтопХам. Об этой теме много писалось в СМИ, блогах, по ТВ и так далее. Мне была настолько интересна эта тема, что даже пришлось посмотреть передачу Малахова :). В связи с вышеизложенным, хотел бы так же поделиться своей точкой зрения на эту горячую тему.
У меня вообще сложилось впечатление во время просмотра телеэфира «Пусть говорят», который был посвящен движению «СтопХам» и методам их борьбы с хамством на дорогах страны, что наше общество достаточно сильно расколото. Дискуссия была настолько жаркой, что ведущему едва удалось сохранить контроль над аудиторией.
И если позиция активистов движения мне была понятна еще давно, то позиция пострадавших от движения «СтопХам» для меня была загадкой. Всегда этому я удивлялся — подумаешь наклеили наклейку да выложили в интернет… тем более, что всегда можно разойтись по мирному с активистами и просто «перепарковать» автомобиль или проехать когда они просят по правилам, избежав конфликтной ситуации и всей этой хамской истерии, которую они выкладывают в своих роликах в интернет. Отдадим должное, что достаточно многие люди, которых они показывают действуют именно по этому принципу. И зачастую сюжет ролика закачивается записью одного-двух хамов, с которыми им пришлось столкнуться в результате провокации (как называют пострадавшие от движения!) активистами автомобилистов на почве их требования соблюдать правила дорожного движения.
Практически все пострадавшие в один голос твердили: «то что делают активисты — незаконно». По сути — это и был единственный их аргумент. С моей точки зрения такой аргумент в пользу хамства в случае когда система обеспечения правопорядка не работает — слабый аргумент. И именно на этом моменте я хотел бы остановиться подробнее по той простой причине, что к моему удивлению, это не было озвучено на передаче и не было достаточным образом описано в прессе.
Давайте вернемся в самое начало. Почему и для чего вообще создаются любого рода общественные движения?
«Общественное движение (часто используются словосочетания социальные движения, социальные течения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.»
Какую проблему поднимает и пытается решить движение СтопХам? На первый взгляд все просто: хамство на дорогах. Но это лишь следствие более глубокой проблемы, которая уже не первое десятилетие раскалывает наше общество. Я бы сформулировал это так: «Несправедливое расслоение общества в результате распада СССР и перераспределения общественных богатств страны среди её граждан». Все мы много раз слышали отголоски этой проблемы: власть и богатства достались кучке олигархов; в лихие 90-ые только бандиты и им подобные смогли сколотить состояние ограбив большую часть населения и спрятав деньги за границей; во власти честных людей нет, кругом все казнокрады и др и т.д. В результате всего произошедшего с нашим обществом за последние пару десятков лет, можно однозначно утверждать, что оно очень сильно расслоилось. Это отмечают практически все кто жил в СССР. Тогда тоже было расслоение, но оно было в сотни раз скромней и уже по размаху, нежели сейчас. Нарушен базовый принцип построения любого цивилизованного общества — принцип социальной справедливости. Когда элита общества достойна быть элитой, когда в ней представители лучших людей той или иной страны, которые пользуются всеобщим уважением и, безусловно, кто не будет унизительно относиться к людям из более скромных кругов. У нас же в результате лихих девяностых образовался некий вакуум, когда в элиту попали все кому не лень по принципу «кто с ружьем тот и прав». Это вовсе не означает, что там нет достойных людей…, они там есть и хочется верить, что с каждым годом, их становится все больше, особенно если сравнивать зрелость самого общества в 2000-ые годы и сейчас.
Таким образом, суть противостояния движения СтопХам с пострадавшими (или как называют их активисты движения — «хамами») заключается в том, что последние пытаются отстоять свое право на «хамство» в обществе, когда первые пытаются их выставить напоказ всему обществу, что у последних вызывает бурю негатива и искреннего непонимания ситуации. «Как же так?» — задаются они вопросом? «Ведь мы же высшее общество, а какие-то холопы требуют от нас уважения и равенства перед законом» — думают они. Но не всё так просто, как хотелось бы «хамам». Общество требует излечение! Именно этим продиктована столь высокая популярность общественного движения СтопХам. Люди уже успели увидеть цивилизованные страны. Им тоже хочется соответствовать высоким стандартам развитого общества. Первые предпосылки борьбы с аналогичной проблемой — общество «синих ведёрок», которые боролись с повсеместным использованием маячков спецсигналов при передвижении чиновника любого уровня. К счастью, нашему обществу от этой проблемы удалось излечиться. Сегодня, данные спецсредства, за редким исключением используются по назначению.
Отвечая на вопрос законности, скажу, что согласен с тем, что «СтопХам» действует вне закона. Да, пусть они нарушают закон, но их цель не является получение выгоды от этого нарушения. Скорей это крик о помощи, это призыв к действию. Призыв к власти навести порядок и заставить всех жить «по закону» начав с малого — с соблюдения ПДД. Это своеобразного рода маяк того, что власть не справляется с решением данной проблемы, т.к. сама часто поощряет хамство по причине указанной выше — слишком много «хамов» находится внутри высшей части нашего общества. Система, при которой сотрудник ДПС не имеет права оштрафовать любого другого чиновника с «корочкой», который пользуясь своим служебным положением, нагло нарушает ПДД должна отправиться в прошлое, но к сожалению, движение в этом направлении идет слишком медленно. Намного медленней, чем нам того хотелось бы. Именно об этом говорит «СтопХам». Их не подкупить деньгами и не напугать. Они за идею, они за принцип и это крайне важно.
Отдельно хочу выделить действия наших местных краснодарских властей, направленные на решение проблем, связанных с неправильно припаркованными автомобилями. В последние несколько лет, было накуплено огромное количество эвакуаторов, которые курсируют по всему городу и собирают машины уже даже с парковочных мест для инвалидов (в случае парковки на них не инвалидов) возле супермаркетов. Безусловно, любые действия, направленные на соблюдение порядка вызывают одобрение у горожан. Однако, для решения проблем с дорожным движением нашего города, прежде чем покупать эвакуаторы, необходимо создать инфраструктуру платных парковок, куда и сгонять всех нарушителей. А то получается, что парковочных мест не прибавилось, эвакуаторы курсируют и забирают автомобили по всему городу, создавая тем самым еще дополнительные пробки, а машин не убавилось ни на грамм, по причине того, что людям банально негде парковаться. Такие действия вызывают только дополнительное раздражение.
Движение СтопХам, по моему ощущению лично у нас в городе уже не особо актуально, и, насколько я знаю, их в Краснодаре нет. Ведь наклейка на машине — сущий пустяк по сравнению с эвакуацией автомобиля, которая отнимаем массу времени и порядка 5-10тыс руб денег. Однако, сам факт того, что организация была ликвидирована говорит нам скорей о том, что мы движемся назад, а не вперед — к цивилизованному и развитому гражданскому обществу.